Женщина за рулем звучит, признаться, не очень гордо. По крайней мере, по мнению большинства водителей-мужчин. В брутальном и точном мире автомобилей мало места для эмоций и чувств. Тем не менее, в истории автомобилестроения можно найти немало примеров, когда изобретателем или первопроходцем была именно представительница так называемого слабого пола. Мы решили вспомнить былые времена и выяснить, чем именно история автомобилей обязана женщинам.
Существует байка, ходившая еще на заре автомобилестроения. Якобы Анна Макдоннел, жена Генри Форда, держала фонарь над головой своего супруга долгими вечерами, пока тот конструировал новый тип двигателя. Пожалуй, Анна должна была быть весьма физически развитой — ведь на изобретение Форд потратил почти три года своей жизни. Спустя много лет у уже весьма состоятельного Генри Форда спросили, кем бы он хотел быть в следующей жизни. «Мне абсолютно все равно, кем я буду в следующих воплощениях, — ответил он, — главное, чтобы рядом со мной была моя жена».
Все же первой знаменитой женщиной, осуществившей вклад в автомобилестроение, стала Берта Бенц. После того как на Парижской выставке в 1887 году детище Карла Бенца назвали «забавным курьезом», она не отвернулась от идеи мужа. Девушка настойчиво потребовала от родителей приданое и вложила все финансы в фирму Карла, что спасло предприятие. Однако «самобеглая коляска» все равно не была популярной, Карл закрыл ее в сарае. Тогда его супруга совершила решительный поступок, как это часто бывает, втайне от главы семьи. Она отправилась в путешествие из Мангейма в Пфорцгейм, что вошло в историю как первый автопробег. За день Берта с двумя старшими сыновьями преодолела 106 км. Правда, за рулем был именно сын госпожи Бенц — Ойген. По слухам, заправлялись в аптеках (где бензин продавался как чистящее средство), чистили засорившийся топливный трубопровод заколкой, использовали чулочную подвязку для изоляции в системе зажигания. Есть мнение, что именно Берте пришла в голову идея создания коробки передач — после того, как пришлось толкать повозку в горку. После этого пробега о машине заговорили, и дела у фирмы Бенцов стали налаживаться.
Женщиной, далекой от автомобилестроения, но оказавшей на него немалое влияние, можно назвать Адриану Мануэлу Рамону Еллинек. Ее полное имя ничего не говорит, однако «домашнее» — у всех на устах. Родные звали девушку Мерседес, что в переводе с испанского означает «милосердие». Ее отец Эмиль вложил немало денег в перспективную на тот момент отрасль и назвал предприятие в честь дочери. Первый Mercedes 35 hp увидел свет в 1901 году. Сама девушка запомнилась современникам разве что скандальными разводами.
Когда-то водители справлялись с грязью на лобовом стекле с помощью жен, которым приходилось и в снег, и в дождь выбегать из машины, чтобы протереть лобовое стекло. Возможно, именно поэтому изобретателем «дворников» стала женщина — Мери Андерсон. В 1903 году она придумала довольно простую конструкцию — по сути, это был установленный в машине рычаг, управляющий прикрепленной снаружи резиновой планкой. Рычагом водитель мог передвигать «дворник» по стеклу, стирая налипший снег, а установленный на саму планку груз делал очистку эффективной. Правда, в нововведение инвесторы не поверили. А когда каждый выпущенный автомобиль стали оснащать «дворниками» (после 1920 года), патент Мери Андерсон уже закончился. Автоматические дворники также были изобретены женщиной — американкой Шарлоттой Бриджвуд в 1917 году.
Первые автомобили выпускались без глушителей и издавали страшный рев. Находиться поблизости такого работающего агрегата было не очень комфортно, а тем более ехать в самой машине. Одной из женщин, которой надоели грохот во время поездок, головная боль от шума и расстроенные нервы, пришла идея, как построить автомобильный глушитель. В 1917 году американка Эль Долорес Джонс спасла мир от громкого рева, назвав изобретение акустическим фильтром.
И немного советской истории. После Великой Отечественной войны Сталин приказал усовершенствовать топливо. Разработкой занялась группа ученых под руководством Анны Межлумовой в одной из центральных лабораторий крупного нефтеперерабатывающего предприятия города Грозный. Сталин был, как всегда, лоялен: «Пока не получится, в Москву не возвращайтесь». И у Анны получилось — она изобрела формулу высокооктанового бензина. Именно в Грозном смогли выделить из нефти бензин с октановым числом 76, 95 и даже 100.
Многие функции, которыми оснащены современные автомобили, тоже были придуманы женщинами: авторство разнообразных регулировок (кресел, зеркал, руля) и функций запоминания принадлежит представительницам прекрасной половины человечества. Известно и то, что идея напоминаний бортового компьютера о приближении техобслуживания принадлежит женской команде, которая в 2004 году разработала концепт-кар Volvo YCC.
